Теософия. Философское учение, стремящееся к религии

Буквально слово «теософия» происходит от греч. theos — бог и sophia — мудрость. Толковый словарь русского языка дает следующее определение теософии: «Религиозно-философское мистическое учение, утверждающее, будто в мистическом опыте общения с так называемым потусторонним миром открывается внутренний смысл всех религий». А в кратком словаре философских терминов говорится, что теософия есть мистическое богопознание, религиозно-философское учение о возможности непосредственного постижения Бога с помощью мистического откровения и интуиции, доступных избранному кругу лиц. Из обоих определений становится ясно, что теософия имеет непосредственное отношение к философии, а точнее является ее ответвлением. Термин «теософия» возник еще в начале 2 века нашей эры. Данная философская система была создана с целью примирение всех существующих религий неоплатоником Аммонием Саккасом и его единомышленниками. Изначально термин употреблялся в значении теологии, но впоследствии эти два понятия стали отдаляться друг от друга и перестали иметь хоть какие-то общие черты. Теология опиралась на догматы церкви. Теософия же была учением о божестве, опирающимся на субъективный опыт. Теософия также пыталась сложить всю массу приобретенных знаний в стройную и понятную систему. В этом, кстати, заключается различие между теософами и мистиками. Теософы воздвигли для себя благородный идеал в виде мечты о братстве всех вероисповеданий, о некоей гомогенизированной религии. Теософия как религия противоположна фактически всем основным учениям христианского вероисповедания и не находит поддержки ни в иудаизме, ни в исламе. Есть пересечения с буддистским учением и индуизмом. Христианство, иудаизм и ислам исповедуют личного Бога, верят в воскресение тела и в авторитет Ветхого Завета. Теософия, с другой стороны, опровергает все эти учения. Но при этом, она продолжает представлять себя «объединителем и миротворцем в религии». Многие мыслители средневековья, к примеру, последователь теософии Парацельс, считали, что это движение включает не только опыт созерцания Божества. К нему относится также совершение чудес (тауматургию) и познание тайн внешней природы.
Источник: sciencepop.ru

anglijskij-alfavit