Чайными дорогами По маршрутам протяжённостью 13 тыс. км купцы везли чай из города Ханькоу на реке Янцзы (сегодня Ухань), проходили через Кяхту, шли по Сибири до Урала, а затем в Москву, Петербург и оттуда в Европу. Второй важный путь шёл через Иркутск по реке Лене на Аляску. [myline]Из Китая везли, конечно, не только чай, но и шёлк, фарфор, драгоценные камни. Только именно чай стал основой двусторонней торговли — тогда он ценился на вес золота. Россия же отправляла в Китай меха, кожи и хлопковые ткани.[/myline] Было это, по историческим меркам, совсем недавно. Только в XVIII веке сложилась чайная торговля, а в XIX веке она достигла своего расцвета: тогда этот продукт занимал до 88% от всех товаров, ввозимых из азиатской страны, и около 60% от объёма всей азиатской торговли России. Поэтому и традиционное русское чаепитие появилось, как ни странно, только в XVIII веке. Именно тогда китайский чай стал любимым угощением состоятельных людей столичных городов, а потом и национальным напитком во всей России, включая Сибирь. В тот же период чай сделался неотъемлемой частью культуры кочевых народов Евразии. Фото: Яна Барабанова Русская смекалка В 1862 году русские купцы добились права открыть собственное производство чая в Китае и сумели организовать его таким образом, что в итоге вытеснили с рынка преуспевающих англичан. В чём же было преимущество русского делового подхода? Во-первых, купцы занялись самостоятельным производством, что в итоге снизило себестоимость продукции. Для этого они построили три фабрики, расположившиеся в Ханькоу (важном центре чайной торговли), наняли китайских рабочих, а обработку чая наладили прямо на месте его сбора. Затем, стремясь повысить эффективность производства, в 1874 году именно они первыми стали использовать для изготовления чая паровые машины и водяные прессы, что в итоге способствовало развитию промышленности и обогащению портов близлежащих городов. [mydoubleline]Наконец, в дополнение к дорогостоящим сухопутным маршрутам русские предприниматели освоили перевозку по рекам и морю до Владивостока и из Шанхая до Одессы, ускорив и упростив доставку чая в Россию. Кстати, такое решение выгодно сказалось и на доходах русских предпринимателей.
Источник: